Поэзия — это не рифмы. Ну для начала.
Поэзия — это способность выдернуть тебя из привычного бытия. Передать так, что ты офигеешь, насколько можно схватить реальность в моменте и выразить.
Возмём Бродского.
Сдав все свои экзамены она
к себе в субботу пригласила друга
был вечер и закупорена туго
была бутылка красного вина.
Она-вина, друга-туго, вроде рифма, да? Но смотри, как сплетено, история целая развивается.
А воскресенье началось с дождя,
и гость, на цыпочках прокравшись между
скрипучих стульев, снял свою одежду
с непрочно в стену вбитого гвоздя.
Почему непрочно вбитый гвоздь? Почему на цыпочках? Мы представляем эту картину, эту комнату, мы слышим дождь. Непрочный гвозь говорит нам о том, что это временное пристанище, скорее всего комната в коммунальной квартире. Почему на цыпочках крадётся? Уходит, пока она спит. Почему? Боится соседей? Смущение?
Там дальше развивается история как каждый осознаёт произошедшую с ним инициацию. Вот тут продолжение (оно небольшое).
Или вот, например, нарратив (это когда рассказывают историю) Блока:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
Какой возник образ у тебя в голове? Возник ли вообще? Представь как будто ты режиссёр и тебе нужно выстроить кадр так, чтобы зрители почувствовали эту тревогу.
Вжух-вжух, есть и такое. Например, Всеволод Некрасов (другой Некрасов).
а светло-то
светло так
как будто там ты
В этих трёх строчках нет слова «любовь», и всех этих кровь-морковь- в бровь))), но мы понимаем о чём речь. Возможно, каждый для себя понимает что-то своё.
Погоди
Я посмотрю
Как идут
ОблакаКак идут дела
Вот о чём это конкретно для тебя?
Небольшой дискурс в историю
Как отличить хорошее стихотворение от плохого? Ну Пушкина, Лермонтова все считают хорошими поэтами, это золотой век, тут всё понятно, принято в школе. Вопросы возникают когда культура разворачивается в сторону модернизма в конце 19 века.
Примерно так: картинка с мишками в лесу была понятна: вот мишки, вот утро, вот лес. А вот какая-то нечёткая мазня, с едва угадываемыми очертаниями пристани. Что это блин такое?
Это попытка выразить внутренее отношение к реальности, не саму объективную реальность, а своё отношения к ней, свои впечатления от момента, попытка запечатлеть мимолётное. Мы пытаемся интепретировать стихотворения исходя из своего опыта, в первую очередь, а затем уже из контекстов.
Например, ты ничего не знаешь про этого человека, а он пишет:
Одна молодая дама
Из твиттера
Написала, что у меня
Какая-то болезненная фиксация
На баре «Сосна и липа».
Интересное наблюдение, которое
Заставило меня подумать:
Жаль, что умненькие
Молодые дамы из твиттера
Появились только сейчас,
И некому было сказать
Данте Алигьери
Что у него
какая-то болезненная фиксация
На чертях.
Некому было сказать Джотто,
Что его фиксация на перспективе
Какая-то тоже
Не очень здоровая,
Некому было сказать Софоклу,
Что его настойчивое внимание
К хору старейшин
Говорит нам кое о чем.
А вы замечали, что у
Конан Дойля
Болезненная фиксация
На преступниках,
Потому что было бы
Гораздо лучше
Если бы Шерлок Холмс
С утра и до ночи
Играл на скрипке
И нюхал спиды.
Без умненьких дам из твиттера
Некому было сказать, что
У комика Луи Си Кея
Какая-то болезненная фиксация
На мастурбации
Хотя нет, это пример не
Самый удачный,
Отмотаем немного назад,
И вернемся к сути.
И вот она суть.
Вы нихуя не понимаете,
Что такое авангард и искусство,
А все туда же лезете
С мнением,
Господи, что за люди,
И что за эпоха,
Уйду я от вас в лес.
Знаешь, через какое-то время прийдётся объяснять что такое «твиттер». ))
Вот тут Мандельштам описывает атмосферу первых сталинских лет, словами чётко схвачено состояние.
А вот тут Бродский сравниает современность с Римской Империей, и причём довольно современно и по сей день.
Да блин, поэзия — это восприятие.